Росреестра

Особенности регистрации земельных участков

Материал опубликован: 30 июня 2023, 10:09

Обновлён: 30 июня 2023, 10:09

Просмотров: 0

При купле-продаже

Объект сделки в случае купли-продажи должен обязательно пройти кадастровый учет, в ходе которого участку присвоен кадастровый номер.

При заключении договора купли- продажи земельного участка покупателю необходимо удостовериться в том, что объект недвижимости действительно принадлежит продавцу и что у него имеются надлежащим образом оформленные правоустанавливающие документы на земельный участок (это может быть старый договор купли-продажи, дарения, мены, нотариальное свидетельство о наследстве и т. п.).

Для регистрации прав собственности на земельный участок необходимо иметь следующие документы:

  • Заявление соответствующего образца,
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя,
  • Если заявление подается вашим представителем – документ, удостоверяющий личность представителя, а также доверенность на представителя,
  • Договор с приложением акта приема-передачи земельного участка,
  • Нотариальное согласие супруга. Оно необходимо, если земельный участок является совместно нажитым имуществом. Если земля была подарена одному из супругов или унаследована им, она не является совместно нажитым имуществом и нотариальное согласие супруга не требуется.
  • Подтверждение уплаты государственной пошлины.

Если на земельном участке расположен дом, то право собственности на каждый объект оформляется отдельно.

Если продаваемая недвижимость является долей в праве общей собственности, то такая сделка подлежит нотариальному удостоверению, поэтому при обращении к нотариусу продавец получит все нужные указания (например, как соблюсти процедуру уведомления сособственников) Исключения из указанного правила указаны в статье 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В частности, в отношении земельных участков это  сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; сделки по отчуждению долей в праве общей собственности, заключаемых в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

При регистрации права собственности на унаследованный участок

Если у наследодателя право собственности было оформлено в соответствии с законом и между наследниками нет спора, то процедура наследования не сложная.

С 1 февраля 2019 года нотариус обязан самостоятельно отправить в Росреестр документы на регистрацию права собственности наследника на недвижимое имущество.

В случае, если свидетельство о праве на наследство было выдано ранее указанной даты, наследнику необходимо подать в регистрационный орган следующие документы:

  • свидетельство на наследство,
  • заявление по установленному образцу,
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя,
  •  доверенность на представителя, если документы подает представитель заявителя,
  • подтверждение уплаты государственной пошлины.

Если продаваемая недвижимость является долей в праве общей собственности

Сделка по продаже общей долевой собственности также подлежит нотариальному удостоверению, поэтому при обращении к нотариусу продавец получит все нужные указания (например, как соблюсти процедуру уведомления сособственников).

Управление Росреестра по Ивановской области